vasilowski (vasilowski) wrote,
vasilowski
vasilowski

Category:

ПРОГУЛКИ ПО КАВКАЗУ

  ПРОГУЛКИ ПО КАВКАЗУ


вернуться к PART I

PART II (продолжение):

m00   захват аэродрома
К стыду своему, я уже напрочь забыл название этого аэродрома. Но, полазив по интернету, склоняюсь к мысли, что это был Кюрдамир – там стоял бомбардировочный полк самолетов Су-24. Один из участников тех событий написал, что они там, как и в Кировабаде:

...yже начали потихоньку вывозить свой скарб и жен на большую землю. А потом экстренно дали сигнал к отлету около 6 утра, а в 12 часов дня уже взлетел крайний самолет наш и сопровождающие Ил-76 с остатками домашних вещей и родственников...
Вот как это выглядело с нашей стороны:
Наш полк был поднят по тревоге и в бешеном темпе мы залетели в Болград, загрузили десантников с ихними машинами и пошли на Азербайджан. Глубокой ночью подошли к какому-то аэродрому, где с земли сообщили, что к этой авиабазе движутся боевики, и что место их неизвестно. Огни полосы, естественно, не горят. У нас тоже все самолётные огни отключены. По ощущениям – вот представьте, что вы спускаетесь на ощупь из тёмной комнаты в погреб без свечки.
Спасибо штурману, он выводит нас точно створ полосы на одном только мастерстве, чувствуя местоположение самолёта своими мозолистыми ягодицами. Перед самым торцом включаем посадочные фары – посадка, сруливание и выгрузка без выключения двигателей (немедленный уход для освобождения места прибывающим однополчанам). Следом начинают садиться остальные борты – часть из них останется, чтоб загрузить своих людей, крайние заберут десант. Взлетев, мы уже с воздуха видим, как БМДшки рассредотачиваются по периметру аэродрома.
6 июня 1992 г.

m00   xорошего в этом мало, но оно было:
Ещё в мае 1992 г. последние Ил-76 покинули Кировабад... но три Ила не смогли перелететь из-за неисправностей. А практически весь личный состав (и даже, что удивительно, включая прапорщиков местной породы) перелетели вместе с полком в Таганрог и его дальние окрестности.
Но в воздухе взблеснули доллары, и кое-кто (не будем упоминать имён отрицательных героев) поехал туда на контракт, с дальнейшими полётами по заграницам. Планов было громадьё – Шёлковый Путь они шакалы планировали там возродить.

между тем, пару слов о Шёлковом Пути:
Восток, как известно, дело тонкое. И если вчера мы тикáли из Средней Азии задрав портки (об чём и идёт тут речь), то завтра автор этих строк прилетит сюда же, на кировабадщину (гордо переименованную в город Гянджа), c полным самолётным брюхом сигарет из Греции, и будет там самым дорогим гостем. И руки нам будут жать и похлопывать по плечу (а это уже американский наворот) покровители из Турции. Но об этом поговорим в моём греческом зале.
и, углубившись в тему:
После не очень удачного вывода советских войск из Азербайджана, в Баку осталось несколько самолётов Ил-76. И вот чтобы поднять их в воздух, с Украины туда потянулись наймиты-инструктора.
| A тут вот нужно засунуть свой сарказм глубоко в... пещеру, ибо не будь у меня других вариантов, то согласился бы и я.
Самолёты были успешно введены в строй, некоторые побывали на вновь образованной авиабазе УАТК в Запорожье для выполнения очередных регламетов. Причём "побывали" очень интересно: самолёт прилетал с чемоданчиком зелёных денег. Бригады трудились от темна до темна, включая выходные. Дополнительно за доллары изыскивались и продавались резервы и запасы времён Советской Армии.
И чего уж скрывать, торговля шла также в частном порядке: например, начальник какой-нибудь радиогруппы перемещал казённое оборудование к себе в гараж, откуда оно успешно перекочёвывало на самолёты заинтересованной стороны.
только вот сейчас это уже не интересно никому...
Всё же нужно признать, что Шёлковый Путь, пусть криво и с осечками, но таки работает по сей день.

m00   молодая редиска
Всё вышеописанное было ближе к концу карабахской эпопеи.
А в начале этого увлекательного вестерна мы чувствовали себя в чужих краях, как дома и беспечно по-советски веселились.
Однажды, в один из таких мирных полётов, наш техник по двигателям, узнав, что соседский экипаж привёз из тех краёв молодую редиску (а у нас только-только снег сошёл), заказал и мне того же.
Перелёт, разгрузка, заправка, столовка – для похода на восточный базар уже было слишком поздно. Успешно выполнив задачу по перевозке народно-хозяйственных грузов, мы завалились отдыхать в казарме.
Наутро, при свете дня я увидел, что "редиска" растёт прямо на аэродроме. Дёрнул одну, вершки оказались очень похожи, а вот корешки выглядели тонким мышиным хвостиком. Сурепка какая-то местная. Тем не менее, надёргал пучок и завернул в газетку.
По прилёту вручил технику его заказ. До сих пор помню, как неподдельная радость на его лице сменяется горьким разочарованием. Объяснения мои он не стал слушать, занявшись постановкой заглушек на двигатели.
И всё могло б сойти за неудачную шутку, если б не...
...выяснилось, что пока маслопузая часть экипажа [сливалась в экстазе] с самолётом на том закавказском аэродроме, пилотирующая часть нанесла-таки визит рынку и даже закупила пресловутые красные коренья, попрятав добычу в свои толстые штурманские портфели (о чём всем нам позднее стало известно из особо секретных источников).
Вот так, уже ушёл из жизни Вовка Л---кий, с каплей веры в мою хитрожопость.
Ну что ж, Rest тебе in Peace, дорогой Володя. Теперь ты видишь всё сам...
А я, как и прежде не устаю повторять: "в нашем дружном коллективе авиаторов пауза каждый! умирает! в одиночку!"

—————————————— Всем сидеть! Я не закончил: —————————————

m00   не фартануло (про Ш--кова в Рязани, по примечанию выше).
Про ушедших – или хорошее, или ничего. Ну вот, об нём:  хорошего – чуть, ничего – вообще ноль. В смысле что не был он в полку знаменит ни разу.
Коротче, сидим мы, значит, в Рязани. Ну, как сидим – нет чтоб в казарме на кроватях разрешили поваляться – то в классах потеем, то в солдатском клубе марксо-ленинскую муть через-сквозь уши пропускаем. В кино в Дом Офицеров правда водят. Дети как-то концерт для нас очень самодеятельный (тем и прекрасный) подготовили.
И тут вдруг снег пошёл! Выгнали нас на аэродром. Лёха-командир повёл носом, прикинул, и говорит: "пару сантиметров при устойчивом минусе взлёту не помеха". А в это время стрелок Коля Ш---ков, оторвавшись от экипажа, полез в одиночку снег с двигателя сметать. Ну и съехал вместе со стремянкой на бетонку. Вроде и высота пару метров, а ногу сломал. Сдали его в санчасть без шума и пыли.
А на следующее утро – вылет! Хорошо, хоть не в Алма-Ату, а домой, отбой тревоге.
Подвезённого прямо под самолёт, сняли его с полковой санитарки и загрузили в грузовую кабину, наказав, чтоб рассказывал всем, что летел на своём рабочем месте в кабине стрелка. Карту проверок за него хором поотвечали, в общем, происшествий не случилось – всё выглядело, будьто он обломался уже дома.
Но это я длинно рассказываю. Суть-то в другом: Как только он встал в строй и начал посещать лётную столовую, все, кто оказывался с ним за одним столом, начинали чистить скорлупу от реактивных яиц ему на тарелку, приговаривая: "ешь, Коля. Тебе нужно много кальция".
И это было моё первое знакомство c Флешмобом.
R.I.P., Бродяга...

Раз уж о [варёных] яйцах зашла речь: иногда в лётной столовой у себя на тарелочке можно было обнаружить надписанные коки: "левое" и "правое". Полагалось смеяться. Этой шуткой штурмана обычно баловались, ведь только у них постоянно простецкий карандашик в руках был.
  | по реактивной норме в рацион лётчика дополнительно [к общевойсковой] полагались два яйца, шоколад и яблоко
      | а на поршневой технике яйцо полагалось одно, за что ихних пилотов называли "однояйцевыми".
          | "когда у нас в столовой будут нормальные человеческие яйца?" А это уже фольклор авиаторов
__________

m00 m00   про Миху
Будет когда-нибудь у меня иль нет отдельная страница про Mиха Цхакая,
но сделаю-ка я пока намётки о данном аэродроме, не сходя с этого места моей [будущей] книги.

Итак, краткие путевые заметки (год запамятовал, 91-й или 92-й):

В выводе гарнизона из Цхакая я поучаствовал всего пару рейсов, но впечатлений набрался.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что грузинские военные аэродромы, где мне довелось побывать, [были] самыми красивыми из виданных по Союзу. Аэродром Вазиани под Тбилиси тому ещё один пример. Но там со мной не случилось никаких романтических историй.
  | И не ищите Миху на карте – посёлок Цхакая давно уж переименован в г. Сенаки.
        * * *
  – ежевика
В первый прилёт, пока ждали загрузку, я, как обычно [делают "санитары аэродромов"], пошёл исследовать окрестности. Нас загнали куда-то на удалённую стоянку, поэтому буквально прямо от рулёжки начинались буйные заросли райских кущ. Полузаросшая тропа привела меня к болотцу, переходящему в озерцо. И в нём плавали рыбки! А это значит, что недра аэродрома не были накачаны керосином. И самое главное – вокруг было темно от "чёрной малины" (я не знал даже названия).
В воздухе пари́ли стрекозы (Чо? Лягушки? Не, не квакали), и практически не тревожили комары. Было тихо и мирно, как в детстве, босиком по траве. И мне очень захотелось жить в этих садах Эдема.
Но "призрачно всё, в этом мире бушующем"... Помня авиационную мудрость "на аэродроме ты не гость, возьми домой хоть ржавый гвоздь", я бысто возвернулся на грешную землю, принявшись xáпать чудо-ягоду не разгибаясь, почернев фиолетовым по локти и по уши, словно афробаклажан. "Отдохнём, когда не дыхнём".
Зато уж, возвернувшись до хаты, порадовал детишек заморским деликатесом.

И вот не думал не гадал я тогда, что в будущем сумею достичь таких высот, на какие и Гагарин не замахивался. На моей новой родине, в медвежьих углах Британской Колумбии ещё более тепло, светло и черно от ежевики. А уж рыбки-бабочки и босиком по морю... ну тут я уже хвастаться начал.
Но-таки мечтать [было] не вредно – вот это оказалось правдой.
        * * *
  – мандарины за забором
В ожидании, пока очередной лампасный толстопуз соберёт своё шмотьё на эвакуацию (не думаете ли вы часом, что мы семьи военнослужащих вывозили?!), поехали мы в ихний посёлок в экскурсионных целях. Наверняка там были базар, вокзал и сувениры – этого я вам не помню. Обычный тихий южный городок и даже пальмы. Только вот почему-то обратно пришлось идти пешком.
И тут, вдруг! За забором чьей-то усадьбы я заприметил куст с жёлтыми плодами. О! Мандарины!
Только вот "видит око, да зуб неймёт". Покрутившись возле забора, с трудом покинул точку силы, волоча за собой шлейф слюны по пыльной дороге, одновременно обдумывая план ночного возврата на место притяжения, но уже вооружённого дрючком с крючком, (изначально сконструированным для дистанционного бесстремяночного открытия капотов самолётных двигателей).
Стемнело. Ага, вы угадали. На дело я так и не пошёл. Решил, что жёлтый мандарин – это зелёный мандарин (И. А. Крылов).
в отличие от греческих мандарин(ов), которые мы тырили на тихих улицах Афин абсолютно зелёными и ели по полному роту – кислые, "аж Москву видать!.." Об этом [возможно] будет в греческих рассказах.
        * * *
  – угнанный истребитель
Сейчас об этом уже мало кто вспомнит, но на то время это событие было у всех, по крайней мере в данном гарнизоне, на слуху. И всякий який старался подчеркнуть, что был лично знаком (следовала история с какими-то интимными подробностями). Так вот:
В 1989 году некто Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным и ранив часового, угнал с этого аэродрома истребитель МиГ-29. Оторвавшись от преследования, приземлился в Турции. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в Соединённых Штатах. Впоследствии в 2001 г. погиб в авиакатастрофе на Як-52 в США.
Отношение к его поступку со стороны сослуживцев и им сочувствующих (типа меня) было резко отрицательным, ставящим его в один ряд с Беленко (угнавшим Миг-25 в Японию в 1976 г.)
Хотя, читая сейчас различного рода мемуары, всё более отчётливо звучит мотив: "знаете, каким он парнем был!" У медали оказалась вторая сторона (рекомендую самостоятельно прочесть свежий выпуск интернета по этим инцидентам).
так что не знаю, не знаю...
Я и сам хотел сбежать (прочли уже JUMP-SHIP)?. Но рубить себе хвост, подставлять других и делать международные скандалы? Таки я вас попрошу!
        * * *
  – оккупанты
Каким-то образом нам стало известно, что рядом с аэродромом есть эвкалиптовая роща. Не привезти домой хотя бы веточку было преступлением.
Поскольку самолёты уже перелетели в Россию, аэродром начали потихоньку растаскивать (это происходит всегда, даже здесь в Америках, по "Теории Разбитых Окон"). Для отпугивания этого воронья на аэродроме имелся БТР. Хотя, следует отметить, что в целом обстановка была спокойной, никакой там резни и поножовщины в стиле айзербоджан.
Тем не менее, экипаж боевой машины посоветовал нам в лес не соваться, ибо там уже фактически была территория другого государства. Но нам-то, "если нельзя, но очень хочется, тогда можно". Уговорили хлопцев сгонять до лесу.
Роща находилась по обратную сторону аэродромного ограждения. Без труда просочившись между рядами колючей проволоки, мы углубились в чащу. Хлопцы наказали нам не исчезать из виду, сами оставаясь по другую сторону колючки.
Эвкалипты были прекрасны – высокие и стройные, как сосны. Запах был просто сказочный. А песнь шелестящей листвы! Эх! Щас. Спою...
Но беда была в том, что все ветки с листвой располагались невообразимо высоко. Однако нам повезло: отыскалось молодое деревце с чудесными сочными листьями.
Я быстренько вскарабкался к макушке, чтобы нагнуть дерево к земле. Но хрупкий ствол лопнул, а моя задница треснулась о землю. Как бы то ни было, мы принялись свежевать поверженное древо.
И тут я заметил, как на едва приметной тропинке, словно гном из-под земли, появился грузинский дедушка – сухонький старичок с седой недельной щетиной, в синей телогрейке (несмотря на летнюю жару) и национальной серенькой войлочной шапочке (ну вы её знаете по фильмам). Он остановился, молча посмотрел на нас. Потом в сторону забора.
Пулемёт бронетранспортёра был недвусмысленно направлен в его сторону.
Не поверите, но вот что читалось в его взгляде: "Варвары, гоу хоум!" И вот скажите мне ненароком, кем я должен был чувствовать себя после этого? Наверное фрицем, гоняющимся за петухом во дворе украинской хаты...
А этот выразительный взгляд. Да, я помню его до сих пор.
Эти веники провисели в моём гараже добрый десяток лет, напрочь потеряв свой аромат, но так и не дождавшись строительства бани в моём поместье. Потому что в этом мире чаще случается то, чего мы совсем не планируем.
__________________________________________
Коллеги, не бойтесь отмечаться в комментах. Веселья всем!
Tags: Авиация, Полёты, Путешествия, Юмор.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments