?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И вдруг - Армения II

ЧАСТЬ I

| Дополнение к ПРОГУЛКАМ ПО КАВКАЗУ |
Ну вот, мысль совсем потерял... Ага, это мы уже в Ереван прилетели с просроченными разовыми одеялами. Командир бойко обернулся, возвернувшись с вестью, что машин для разгрузки нет. В то же время по аэродрому словно по трассе E95 сновали разнокалиберные автомобили. Стали подъезжать и к нам:
– Камандыр, чьто прывёз?
– Одеяла.
– Камандыр, какой адэяло? Кушать давай, тёплый вещь давай.
С трудом отловили ошалевший Камаз, которого удалось уговорить сделать несколько явно непродолжительных ходок для сброса тюков за ближайшим углом. И ни в жись я не поверю, что в сёлах эти одеяла не были нужны.
Таки да, ценые грузы исчезали в этом бардаке грузовиками и самолётами.

4p   считаю важным заострить,
что платформу ту я всё-таки видел в Ереване чуть позднее (очередной Руслан поработал?), но выпихнутую вон с перрона в поле за рулёжки, стоящую по колено в грязи. Кому она уже была нужна, когда капиталисты очень быстро прекратили туда летать (ни в хвост им не упёрлось даром горбатить). Хотя начальник грузового двора горько сетовал мне на то, что его склады забиты (речь шла о пятистах тоннах в одном только Франкфурте) и слёзно умолял совершить авиа-налёт (всего-то один полковой вылет) и поскорее забрать всё это добро.
И ладно б буржуи, мы-то тоже вскорости забросили это дело, с тем, чтобы вернуться к родному аэродрому и возить на учебных полётах воздух в пустой грузовой кабине, согласно плану боевой подготовки. Потому что вот так.
Ведь главное в милосердии – отметиться в списках искусных сердоболов и почётных благотворителей и лишний раз почесать своё самолюбие (не забывая, впрочем, и о материальной стороне гешефта).

m00   деревянное масло
И хотя доставка грузов милосердия быстро сошла на нет, помощь пострадавшим вскоре возродилась в несколько ином виде.
Армянская диаспора из США решила помочь своим бедным родственникам и выслать им груз в виде сáмого что ни на есть ПРОСРОЧЕННОГО КОМБИКОРМА, а именно – сливочного масла из военно-стратегических закромов вражеской родины, с отработанным своё сроком хранения. Короче, [в сиянии своих прожекторов] в порт Новороссийск ворвались две ржавые либерийские посудины со спасительными американскими отбросами.
Можно было бы и по суше возить (через Батуми например), так там что-то с Грузией не срослось [наступало время "парада независимостей"], таким макаром мы попали в эту транспортную цепочку дополнительным звеном.

Как объяснил нам главный ара-америкэн босс, курировавший процесс, это масло нормальному человеку нельзя было есть ввиду конской концентрации химикатов, обеспечивающих длительное хранение. По истечении срока продукт должен был быть утилизирован. Но утилизация не означает уничтожение. Масло было перетоплено и вновь упаковано под крупными заголовками "Сделано в ЭсЭшАй. Продаже не Подлежит!" на английском и армянском языках.
И, как говорят во всех порядочных книгах: "каково же было моё удивление" [нет, не так: "удивлению моему не было предела"], когда занесла меня какая-то нужда в привокзальный магазинчик в ереванском аэропорту. Там я увидел на прилавке стройными рядами наше масло. На мой вопрос "извините, но тут написано..." толстая продавщица молча глянула на меня, как на тупого буратину, улыбнувшись уже следующему покупателю на своём языке. Вот и помогай после этого людям!

И муравейник вскипел.
Нам было летать не перелетать! Тремя бортами по две ходки в день (до полного изумления от того, что всё это удовольствие было предоставлено нам за чистый воинский оклад и выслугу лет).
Куча народу также оказалась при деле.
Какие-то похмельного вида бродяги ставили рекорды на скорость загрузки/выгрузки, и мне было интересно, какими допингами их кормили с широкой лопаты. Наверняка предоставлением возможности украсть.
Не воровать там даже в принципе не могли, поэтому подсчёт и осмотр коробок противной стороной производился очень тщательно. Тем не менее, тащили, и мне было интересно наблюдать, как методы хищения постоянно совершенствовались:
- Вначале из коробки тупо вынимался десяток пачек. Но тронутые коробки сразу же обнаруживались, и
- их стали вскрывать со дна, затем аккуратно заклеивая прозрачным скотчем поверх фирменной пако-ленты. Но содержимое ополовиненной тары бултыхалось внутри, поэтому
- была разработана схема укладки пачек в шахматном порядке квадратно-гнездовым способом. Теперь потрошёные коробки приходилось вычислялись на вес вручную. И вот вам
- апофеоз преступного ремесла: из дерева стали нарезать кубики по форме пачек; верхний же ряд заполнялся настоящим продуктом.
В этом кроется разгадка того, куда весной 1989 года из пакгаузов новороссийского порта вдруг загадочным образом исчезли все деревяннные конструкции.
Ещё одна загадка нашей гуманитарной миссии – это:

m00   вывоз автомобилей
Кажется, я забыл уточнить, что загружались и летали мы с маслом из аэропорта Анапа.
Но обратно-то приходилось гнать самолёт пустым. А что можно вывезти из потрясённой стихией страны? Оказалось что кое-что таки да.
В условиях бешено атакующего капитализма поговорка "свя́то место пусто не бывает" как никогда актуальна. И вот уже под самолётом собирается стадо мохнатых предпринимателей с заманчивым предложением перекинуть каждому автомобиль в Анапу в общем-то за неплохие по тем временам деньги.
И началась работа. Я быстро усвоил, сколько чего можно было впихнуть. Очень плотно, однако ж без нарушения устава, в кабину влазило 14 легковушек, плюс две на рампе.
И не без удивления я узнал, что коллеги перевозят по 17 штук, подвешивая ещё одну тельферами на ремнях прямо в воздух! И это был не предел – рекордом стали 18 автомобилей, когда зады двух дополнительных легковушек были вздёрнуты "кáком кверху" над носами тех, что на рампе,(прошу прощения за технические подробности). И я уверен, что предложи им цену втрое выше, сумрачный авиационный гений взял бы ещё четыре под крыло на бомбодержатели например.
Так и не это самое интересное. А то, что наш армяно-американский вождь быстро это дело пронюхал, в первый день нагло отобрав всю выручку у экипажа (со словами "оплачено мной в обе стороны, у вас нет права возить свой груз"), но в дальнейшем, смилостивившись, стал забирать ровно половину, (рублями это было несколько сотен баксов с рейса).
Тогда меня конкретно пробило на то, что капиталист, оказывается, на самом деле за копейку удавится.
Воистину, "нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради...". (Марс und Энглис).
И меня опять терзают смутные сомнения – ведь эти автовладельцы наверняка были чёрные шерстилы, намародёрничавшие на людском горе...

m00   гумпомощь Мартиросяну и Саакяну
Оказывается, я когда-то учился в институте. И даже умудрился успешно его окончить. Заочно. Но об этом повествует ГЛАВА 3 в (ненаписанной ещё статье) про КИИ ГА.
И дружил я там с однокурсниками армянами, по-еврейски так дружил. Писáл им контрольные и курсовые за угощения и, чего уж там, за деньги.
Особенно близко сошёлся с Айком Саакяном. Через него я влез в армянскую мафию всего нашего курса, делая всем подряд контрольные и курсовые, даже для беременной Галстян, женским почерком.

И вот однажды в Ереване выдалась свободная минутка, и решил я разыскать соучастника тех дней весёлых.
Нашёл я Айка довольно быстро, посетив АТБ – где ж ему ещё быть.
С ним вместе работал и Мартиросян, тоже с курса.
Хлопчики несказанно обрадовались мне, как родному. Приглашали в гости: "мой дом – твой дом, моя жена... нет это у чукчей так", в общем кавказские традиции в действии. Но у меня-то мой пегас извечно копытом бетонку роет, в полёт рвётся.
Одним словом, побеседовали за жизнь и тяжкую судьбу армянского народа, всухую. И теперь уже вроде как Я оказался в роли богатого родственника. Следующим рейсом привёз им полную парашютную сумку (а это значит столько, сколько смог унести) продуктов, в основном яиц с анапского базара, ну и натырил просроченного гуманитарного масла. На следующих рейсах понемногу снабжал их керосином из следующего параграфа. Вот такой я оказался воин-интернационалист.
Ещё Айк просил меня узнать цены на домá (не квартиры) в Киеве (ну не в Мелитополе же!). Т.е. денюшки-то у парней были, не чета мне, голодранцу. Вот так в жизни бывает: кто еврей, а кто армян, ну а кто простой иван.
* Уже из Канады пробовал разыскать своих братанов, но видно не участвуют они во всех этих ФБ/ОК...

m00   продажа керосина
Вообще-то керосин на аэродромы принято подвозить паровозом, ну а тут, то ли рельсы украли, то ли перекрыли кислород. Опять подпрягли нас, безотказных военных.
Полторы железнодорожных цистерны заливали нам в крылья по пробки, и – летите голуби! Про нарушения устава лётной службы писать не буду – они были и тут, и подробности подобного рода наверняка утомили вас.
Итак, после посадки и заруливания в дальний угол (думаю, что специально нам отведённый) мы наблюдали, что вороньё уже сидело на заборе вдоль рулёжки и поджидало добычу с канистрами и сливными штангами. Мы ещё рулили, а эти мартышки уже успевали зацепить трубу к сливному клапану в крыле и сосали дармовой керосин. После остановки у самолёта сразу же выстраивалась очередь. Но тут уж извините ребята, за деньги, хотя не очень-то и большие. Но тонну-две за время стоянки успевали продать. Иногда подъезжали аэропортовские менты – мартышки резво убегали, ловко перемахивая через почти трёхметровый забор (с помошью заранее припасённой лестницы вместе с полными пятидесятилитровыми бачками. Такую же ловкость я позже наблюдал в Африке. А менты, не наглея, забирали свою дармовую сотку литров, и отправлялись с миром.
Надо сказать, что лафа довольно бысро закончилась. По-видимому какой-то местный мафиози возглавил этот слив налево. Смешно было наблюдать под самолётом штатный ТЗ, а рядом какую-нибудь грязную говновозку, присосавшуюся к двигателю. Количество топлива на обратный полёт таким образом уменьшилось, но, вопреки законам коммерции, сумма вознаграждения также сократилась. Ведь теперь деньги попадали непосредственно в руки командира, а не каждый из них считал технарей достойными равного распределения. Тяжко вздохну в этом месте.

Узинцы, работавшие с нами впараллель, попробовали заливать в свои топливозаправщики Ил-78 (внутрифюзеляжные баки) бензин, но это едва не кончилось бедой. Дело в том, что топливные насосы смонтированы внутри баков и полностью погружены в топливо и используют его как смазку. С бензина ж смазка никакущая, ну и вот...

Чуть позжее (этак году 91-м), и уже не по керосиновым делам, в Ереван мы (и не только мы) стали летать с кейсами, полными долларов, для проплаты аэродромных услуг. Например, чтобы "включить полосу", нужно было заплатить наличкой. А когда украинская ВТА распалась на сотню мелких авиакомпаний (по числу оставшихся на Украине самолётов), в экипаже появилась специальная должность флайт-менеджера. Ясно, что все гешефты пошли мимо экипажа. Но это уже другая история.

m00   авиакатастрофы
Кто-то из «своих» в диспетчерской ереванского аэропорта Звартноц сообщил армянским националистам, что в Ереван летят на помощь пострадавшим от землетрясения два самолета со спасателями: один из Азербайджана, а другой из Турции.

Первый:
11 декабря 1988 г. в районе Ленинаканa был сбит военно-транспортный самолет Ил-76М СССР-86732
с экипажем и пассажирами, всего 50 азербайджанцев, 13 лезгин, 11 русских, 2 татарина, армянин и еврей, которые летели на помощь пострадавшим от землетрясения армянам. И все, кроме одного погибли. В живых остался лишь Фахраддин Балаев, который находился в кабине грузовика на борту самолета (или это был местный житель, но тюркских кровей, пострадавший от землетрясения, но понимавший, как его будут "лечить" заклятые друзья. Знак вопроса).
Единственный список пассажиров, да и тот не достоверный, находился на борту, (тут я улыбаюсь, ибо списков часто и не было), т. о. сведения не поддаются проверке. Вокруг дымящихся останков самолета собралась огромная толпа армянских националистов и только ценой потерь со стороны оцепивших место катастрофы подразделений Советской Армии, удалось спасти Фахраддина – единственного уцелевшего пассажира с переломанным позвоночником. Так ли это было на самом деле – правды теперь уж никто не скажет.
Так видели эту ситуацию с арзебажанской (язык заплетается, пора кончать) стороны. О том, что экипаж работал в режиме военного времении из-за усталости совершил ошибку (в установке давления аэродрома), врезавшись в гору, старались не упоминать.
Но мы-то знали... Хотя позднее

20 октября 1989 года при подлете к Ленинакану, в нескольких километрах от аэродрома назначения разбился ещё один Ил-76ТД CCCP-76466. Самолет врезался в гору из-за ошибки экипажа, неправильно установившего указатель высоты.
Кому интересно, читайте свидетельства Wiki об очередных лауреатах премии Дарвина (уж позволю себе этот чёрный юмор).
Наступили, что называется, на те же самые грабли...

И второй:
12 декабря 1988 г., Ан-12 YU-AID при подлете к Еревану разбился югославский военно-транспортный самолет Ан-12 с грузом гуманитарной помощи и медикаментов для пострадавшим от землетрясения. Экипаж из 7 человек погиб. Самолет летел по международной трассе Югославия-Болгария-Турция-СССР. В связи с тем, что югославский Ан-12 летел транзитом через Турцию, армянские националисты сбили его около Еревана, ошибочно приняв за турецкий самолет. В районе аэропорта метеоусловия были нормальные. Диспетчерская связь с самолетом поддерживалась на английском языке. Но неожиданно прервалась при заходе самолёта на посадку в ереванском аэропорту. Самолет упал в 12-13 км от аэропорта Звартноц, столкнувшись с автомобильным мостом.
Хотя по слухам от очевидцев они не вписались в посадочную прямую и в попытке исправить ситуацию вошли в крутое "афганское" пике с [вероятным] смещением груза, приведшем к нарушению центровки.
В общем, нет штоб спасаться вместе от беды и разрухи, обе стороны лишь подбрасывали дровишек в костёр конфликта.
А уж на волне Чумака и Кашпира крутой замес противостояния наций с теориями заговоров расцвел во все поля.

m00   немного конспирологии
- Салюты в Баку по поводу армянского землетрясения. Поздравительные надписи на грузах, следовавших из Баку. Залитый водой цемент в вагонах.
Да, гуляли тогда такие байки, что Аллах-таки акбар, я твой земля шатал, вонючий самолёт ронял и на костях плясал (хотя простые люди были в полной растерянности).
- Сокрытие правды властями.
Но как-то странно, что перед самой катастрофой все аййзеры [якобы] организованно вышли из зоны и ни один не погиб под обломками. А армяне что, не заметили, как "сотни тысяч" беженцев стройными рядами в несколько дней втiкли шоб прильнуть к исламским корням?
И тут же перевернём медаль: А сумгаитские погромы армян? Азеро-турецкая дружба против них же?
Чешу репу.
- ТЕКТОНИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (геофизическиe бомбы).
скрою с глаз чтоб лишний раз не мусорить в Журнале

m00   и вот на этом шоу я был зрителем в первом ряду
Но хватит, пожалуй. Ведь всё то было в каком-то бородатом чёрно-белом году. А в нынешной iMess Epoch чешуя орденов и кальсоны с запахом мужества суть залежалый товар.
______

      Извините за конскую дозу негатива на этой нашей с вами прогулке, но! Из песни слов не выкинешь.
ЧАСТЬ I

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
prostak_1982
Jul. 23rd, 2017 06:46 am (UTC)
Мда, такие дела.

Сильно подозреваю, что в других зонах ЧС такое же дерьмо.
vasilowski
Jul. 23rd, 2017 07:36 am (UTC)
Согласен.
И жду, может вот так же изнутри подсветят ОнаУтонула, КрымНаш и эти загадочные авиакатастрофы. Сколько ж людей рядом стояло!
clown_a330
Jul. 23rd, 2017 12:46 pm (UTC)
Спасибо Вам большое!

dyasya
Jul. 23rd, 2017 01:12 pm (UTC)
Спасибо за песТню из первого ряда. Помнить-таки надо же.
vasilowski
Jul. 23rd, 2017 06:58 pm (UTC)
Я помню столько, сколько иные забыли :)
Пытаюсь хотя бы часть из этого выгрузить из бедной головы
dyasya
Jul. 23rd, 2017 07:08 pm (UTC)
Мне нравится в православной службе слова "их же память ныне совершаем" - т.е. память - это совершаемое действие. В вашем случае - запись из головы в тексты. В нашем - их прочтение.
Спасибо ещё раз.
katarosov
Jul. 23rd, 2017 05:21 pm (UTC)
Как это всё знакомо.
225 человек с грузом в Ил-76 и взлёт с 90 курсом в Душанбе при прикрытых облаками вершинах. Только бы оттуда в Россию.
А утром бача продаёт сухпайки и одеяла со штампом МО СССР на этикетке.
Полторашка керосина и ты в чайхане сидишь на самом лучшем дастархане, а с утра по арыку возле неё плывет труп без головы.
Азиаты, ссука...
vasilowski
Jul. 23rd, 2017 07:29 pm (UTC)
Назовём тело в арыке художественным приёмом, а в остальном таки да, уровень безумия превышал любые санитарно-гигиенические нормы :)
katarosov
Jul. 24th, 2017 01:31 pm (UTC)
В 90е резня "вовчики-юрчики" шла вовсю. Никаких художественных приемов.
vasilowski
Jul. 24th, 2017 11:29 pm (UTC)
Как бы мне тут поаккуратнее возразить, что к этому времени (1992 г.) ВТА к событиям в Таджбекистанах уже не имела отношения. Пишут, что даже ферганские ВДВ, хоть и поучаствовали, но без самолётов. Тем более не мы [хохлы], резво повернувшие клювы по ветру коммерции.

Вот из Оша мы турок-месхетинцев вывозили, и они страсти похожие рассказывали. Но мы-то сами это из-за колючки аэродрома видеть не могли. И это - очередной сюжет для рассказа.

Хотя, как-то у меня с этими азиатами сплошной ужастик получается. Лучше я, если не забуду, набросаю скетч про то, как мы молодой душанбинской капустой голодную Москву кормили.
:)
katarosov
Jul. 25th, 2017 03:25 am (UTC)
Чесс слово, не помню чьи там были экипажи.Скорее всего - не чьи, а точнее отовсюду. Это потом, как все успокоилось, более-менее, стали летать таганские, да смоленские. А тогда бардак и война. Точнее- бардак и бардак. Это тогда же в горах воины Аллаха набили Як-40 и под автоматами затылк, приказали экипажу взлететь с 80ю пассажирами. Точнее духами с оружием.
flying_elk
Jul. 24th, 2017 06:07 pm (UTC)
Спасибо, что поделились!
Вроде и сам в подобном учавствовал "из первого ряда", но очень интересно читать.
С бардаком и просроченной гуманитаркой - в Африке была ровно таже ерунда. Иногда было очень обидно смотреть, как местные, особенно детвора и старики, действительно страдают. И им можно было бы помочь в разы эффективней. А мы таскаем им кукурузную труху в мешках, с перештампованными сроками годности, из того же американского резерва. Цена этих мешков из-за всей логистической цепочки космической становилась...

Ну и сорри, но с негативом Вы чуть переборщили на мой взгляд.
Во-первых дружу с коллегами Армянами, иногда рассказывают о том землятресении и времени после него. Были конечно, кто цемент воровал при строительстве, поэтому дома так легко в труху порассыпались (а Ленинаканский аэропорт кстати не рассыпался, потому что там Дирректор правильный был и воровать не дал). Были, кто на гуманитарке потом наживался. Но и погибших много было очень, и были кому и помощь реально была нужна. И были свои же, Армяне, кто спасал, сутками работал и так далее.
Ну и с Коллегами "номинантами на премию Дарвина" - так точно не надо! Сами знаете - летали много, условия отдыха никакие. А Ленинакан сложный горный аэродром. Диспетчера тоже перегруженны были, кто куда летит не очень следили, со связью подозреваю опять таки бардак был. Вот все три экипажа и перепутали давление, вместо 6хх поставив 7хх. А горы - они твердые... Светлая им память.
vasilowski
Jul. 25th, 2017 04:04 am (UTC)
>>но очень интересно читать
Именно потому что сам участвовал, тогда и интересно читать

>>обидно смотреть, как местные...действительно страдают. И им можно было бы помочь в разы эффективней
Так там задача [и по сей день] стоит не помогать, а набить карманы, иль ещё какая корысть. А помощь такая "битьём соплёй по обуху" называется.

>>негативом Вы чуть переборщили
Не, ну я четырьмя лапами подписываюсь под тем, что героизма там было [куда много] более, чем описанного дерьма. Просто после стерильного существования в обстановке "дружной семьи братских народов", столкнувшись с реальными фактами, я чуть не скончался на месте. И ненависть моя только к уродам, которые могут быть любой национальности.

>>Ну и с Коллегами "номинантами на премию Дарвина"
(и речь тут только о втором Иле)
Да я понимаю, что в их экипаже вполне мог оказаться и я - исход полёта был бы ровно тем же. Но мы ж обычно изучали обстоятельства и предпосылки - одной неправильной установкой давления там не обошлось. Была цепь элементарных ошибок и нарушений в экипаже, да и на земле. Тем не менее,

>>Светлая им память
Да, светлая им память.
( 13 comments — Leave a comment )