?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР

  ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР
Не осела на моих сапогах.
из моих записных книжек

Про эту войну достаточно уже было сказано раньше и не мной. Более того, про "бесплатные" полёты туда (85-89 гг.) мне и писать-то особо нечего.
Так как за каждый полёт члену экипажу платили по 7.50 инвалютных рублей в чеках (такие отрезные купончики, на которые потом в Ташкенте можно было отовариться или поменять на деревянные рубли), то особо желающих на такое "забугорье" не было, летала любая косая-хромая пьянь и хронь. Да и постреливали там реально - не каждый готов был положить свою единственную грудь за интернациональный долг и импортную жвачку из "Берёзки". К тому же все знали, что духи, как крокодилы, сутками лежали на перевале со Стингерами, поджидая жертву. И бить им нужно было наверняка, ибо эти чортовы базуки моджахедам приходилось покупать за свои.
Как-то даже и тенденция такая возникла у летающей братии - набраться диагнозов и списаться с борта по здоровью - ведь удостоить чести на оказание братской помощи могли и не спрашивая.
В войну я слетал туда-обратно (без ночёвки) лишь несколько раз. Хорошо помню взлёты-посадки "при полном параде" - прикрывающих вертушках и интенсивным отстрелом (вертолётами и нами) тепловых ловушек.
Гóрода Кабула я не видел, лишь разок свозили нас как-то на местный базарчик. Ничего там не купил за неимением денег (не знал, что надо было или утюг или, на худой конец, бутылку водки привезти на обмен, своим же). И даже эту экскурсию быстро свернули, ибо воины всё шугались то ли обстрела, то ли выстрела из-за угла. Они же рассказали, что ушлые прапорщики возят сюда к бородачам в их дуканчики (лавки) наших медсестёр, чтоб те зарабатывали им "Соники", ну и себе типа джинсы-дублёнки, понятно как. Но это было похоже на басню про зелёный виноград.
Такие вот военные впечатления. С тех пор утекло немало воды и спирта, кое-что забылось или потеряло актуальность. Но осколки тех событий я попробую собрать до кучи.

  Аэродром Кабул bonb
Выгрузка авиабомб на аэродроме Кабул на платформу грузовика
Ниже: процесс издалека. Фото Виктора Исакова

upd: СБИТ в Луганске. Назад, назад в СССР!
m00   интернациональный долг за зелёные деньги
(или "Как медали вёдрами раздавали")
Когда генерал Громов на весь телевизор заявил: "За моей спиной не осталось ни одного советского солдата", он, как обычно в таких случаях врал. Ну, не привыкать. Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона!
Я не вникал в суть программы "гуманитарной помощи" Афганистану по линии ООН после вывода войск, но теперь наши полёты стали оплачиваться в настоящей зелёной валюте.
"Помощь" состояла исключительно из вооружения, в основном авиабомбы (которые обзывались "огурцами", скорее для прикола, чем для конспирации, и всякие другие "карандаши" (реактивные снаряды) или просто "военторг" - разнокалиберный военный хлам в зелёных ящиках).
Ну и что? На аэродроме в Кабуле я увидел всё те же знакомые лица (типа полковника Кима - руководителя полётов). Ну конечно, они теперь уже назывались не "ограниченным контингентом", а вероятнее всего советниками, не знаю.
Месяц полетов (иногда по два рейса в день) позволил мне заработать на новенький Жигуль, плюс теле-видео аппаратура.

Вот тут-то и повылазили "воины-интернационалисты" изо всех щелей. Мы работали ещё осенью 1989 г, выплат пока не было (все шло на Внешэкономбанк в Москве), но вскоре вся военная верхушка из столичных штабов слетелась на бабло. Праваками летали седые генералы (подозреваю, что на пенсии), какие-то сынки, и прочие "достойные".
Несказанно повезло переводчикам - раньше это были в основном неудачники, не прошедшие конкурса на престижные факультеты и тянувшие лямку на азиатском направлении, а то и вовсе откровенно посланные Родиной повоевать в составе ограниченного контингента. И тут вдруг оказались в самом центре шоколадного торта!
Честно сказать, они в самолёте были совершенно не нужны - весь радиообмен вёлся на русском языке, и на земле кабульской нас встречали наши же спецы. Этим повезло - вместо традиционного жигуля и пары ковров от дипмиссии (Ангола, Эфиопия...), им улыбнулось прикупить квартиры в центре Москвы.

m00   как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
Авиабомбы, упакованные в бомботару из деревянного бруса - "бочонки", закатывались в самолет вручную или грузились целыми связками с помощью тельферов. На разгрузке работали афганцы - я с ними тут же познакомился. Во-первых, там никто никогда не знал наверняка, кто за кого - днём он "наш", а ночью у духов - поди проверь. С помощью переводчика я быстренько организовал себе словарик для общения без посредников, и стал подчищать в лётной столовой со столов все, что можно утащить (в основном масло и варёные яйца) - так что меня кормильца в Кабуле с нетерпением ждали и встречали как родного, троекратным прижимом к щеке. На ворчания некоторых экипажных товарищей, чего мол это я целуюсь с этими бородатыми козлами, я отвечал, что так меньше шансов получить Стингер в задницу.
А были как раз случаи, когда соседний экипаж находил пластиковую бомбу (типа тесто и карандашик) в шассях, а другим на крыло закинули липучую взрывчатку, хорошо что заметили. Мы по такому случаю штурмана выставляли наблюдателем, на время разгрузки и набивки кассет тепловыми ловушками. Кстати, вертолётов прикрытия уже не было, как это было в войну. А обстрелы продолжались как ни в чём не бывало.

m00   обстрел - побег
Да вот про один из обстрелов пару слов:
Привезли в Кабул бомбы, духи катают их из самолёта. Вдруг бахать начало, крепко так. Бригаду как ветром сдуло. Прибегает командир - срочно взлетаем.
А у нас пол-самолёта бомб, все расшвартованы и раскатаны по полу. Я быстренько грузолюк закрыл, и бонбы эти в начале и конце кабины накрест цепями к полу, чтоб не разбежались да борта не попробивали. Командир уже газует по рулёжке, вдруг орут из кабины, меня зовут - двери открывай! Открыл правую, воткнул стремянку.
Подъезжает бобик, выскакивает генерал, бежит к самолёту. (Ну если генерал бежит - это не к добру, а в армии присказка такая сложена - военный должен ходить размеренно, ибо бегущий офицер в мирное время вызывает смех, а в военное - панику). Оказалось - генерал этот (и фамилиё ейное помню - найдёте в интернете, если надо, кто был главным по Афгану в 1989—1990 гг.) прилетал продлять контракт на поставку той самой гуманитарной помощи. Свита его уже загрузилась в Ан-12, а он типа пописать на дорожку ходил.
Духи однозначно разведали, что начальство не маленькое на аэродроме, и давай палить. Ан-12 впереди нас ушёл, а генерала к нам запихнули. Что интересно, по Ан-12-му чуть-чуть не попали - у них почти перед носом возле рулёжки снаряд разорвался (мы мимо ещё дымящейся воронки прорулили). Товарищ командир (полетавший в настоящем Афгане на Ан-12-х более чем достаточно), по-привычке так заложил виража на громадном (и фактически гружёном) 76-м сразу при отрыве от бетонки, что мы чуть не чиркнули крылом о землю. Обошлось. Духи продолжали шмалять по аэродрому.
Несколько разрывов было видно на склоне горы, что сразу через полосу напротив жилых модулей. Но на них смотришь через стекло как в кино, звука-то не слышно. А генерал за спиной у командира стоит, смотрит на все эти дела очень спокойно.
Я ему рекомендую на раскладушечке в кабине сопровождения посидеть. Пока разговаривали, слышу, факел от него ещё тот, как будто флакон командировочного Шипра заглотил.
Я чайку предлагаю сварганить (это у нас в пять секунд возможно).
Он говорит: Не, ты дай мне что-нить покрепче, я знаю, у вас всегда есть.
Есть-то оно есть, только в самолёте на тот момент была бутылка с техническим спиртом, которым мы (обязательно!) протирали контакты у тепловых ловушек после каждого отстрела. Налил явно мутной жидкости в стакан, даю ему. Думал, привередничать будет, или в морду мне плеснёт.
Выпил, как полагается. У меня спросил, типа, а ты?
Я, говорю, на работе, вечерком бахну.
Что ж, годится.
За жизнь покалякали, он про сына своего, майора танкового рассказал. Мне пожелал дорасти до двух просветов и звезды. Вот, сбылось пожелание. Такой чин, а всё по-простому. Уважаю!

m00   бомбометание
Тут это я немного вбок отклонился от сюжета, когда авиабомбы, грузились в самолет и обратно вручную. В один из дней выгружаем двухсотпятидесятки - один из бочонков раскрывается, и освобождённая из плена бомба с нарастающей скоростью катится вниз по рампе, явно мимо платформы грузовика, затем по воздуху целится носом прямо в бетон стоянки.
Не знаю как у кого, но у меня это было замедленное кино. Жизнь, правда, не пролетела перед взором, но вечность точно коснулась своим крылом. Время остановилось. Однако бежать и ховаться было некуда. "Аццкая сотона" тупо ткнулась рылом в стоянку и успокоилась. А сбоку чётко просматривался лючок с надписью "Детонатор вложен". Снова-опять на очередной раз обделался легким испугом.

m00   пуштун русско-таджикский
Как-то привезли мы в Кабул всякое военное барахло и Камаз впридачу. Барахло вытащили, а Камаз - опа, на тормозах - лебёдкой уже не вытянешь. И ключей водила ташкентский не оставил. "Духам" из разгрузочной бригады доложил о проблеме, те поцокали языками, но говорят, щас!
Вскоре пришёл боец - вполне советский чурка, как положено по-русски с правильным узбэкцким акцентом розмовляет. Вытянул провода, завёл мотор, выезжает из самолёта, всё до сантиметра точно по подтрапникам, как в армии учат. Спрашиваю, ты-то как тут оказался, всех срочников же вывели. А он гордо так - а я афганец! Ну жил правда когда-то в Таджикистане, потом семья перебралась в Афган (они там постоянно туда-сюда шастают). Шурави, грит, меня и научили с Камазом обращаться. Дост-дост, друг-друг! Пока-Бывай!

m00   ну а теперь о медалях
Как всегда, на этой войне "наказывали невиновных и награждали непричастных". Например, наш полковой замполит вообще имел позывной "маленький Брежнев". Все возможные ордена и медали от армии он получил (ну разве что не Орден Сутулова верхней гильдии с закруткой на спине). За что? Да за то, например, что сидя в Ташкенте, вовремя раздавал личному составу газету "Правда" (а потом шёл бухать с начмедом - ибо больных не было, и не могло быть - за такие деньги человек попросил бы, чтобы его на носилках в самолёт занесли, лишь бы не пропустить рейс).
Так вот, поскольку медаль "От благодарного афганского народа" была выпущена под конец войны, естественно что многие по-настоящему воевавшие её не получили. Но не пропадать же добру! И вот замполит не помню чьего уже полка, вышел перед строем с ведром, полным медалей и наградил весь полк! Но летали-то только лётчики. Да и то многие уже после вывода войск, за деньги. Расея...
И я этот свой МЭДАЛ хотел прицепить в туалете вместо ручки унитаза (хотел казаться немного умным). Войну-то проиграли. Но жена не позволила...

m00   про контрабанду пару слов
Cтранная это какая-то война была. Многие просились туда только за тем, чтобы привезти барахлишка. Одна бойцыца в нашем полку служила - спала и видела себя с двухкассетником. Даже кликуха у неё была - "Хитача". Уехала сбывать мечту.
В самолёте, когда летишь туда, все что-то прут с собой. Таможня шмонает и отбирает всё подряд, документы не оформляются. Разговоры только о том, что-почём, что выгоднее сдать, что лучше везти с собой назад.
Или вот, как-то везли назад цинки, а сопровождающие сидят бухают, закусь разложили прямо на "грузе 200".
Мы когда летали уже платно, я с собой из дома велосипед взял. Так на нем или я, или кто из экипажа ездил с аэродрома "на крестик" (в город на перекрёсток). Закупали сливочное масло (ящик резали контровочной проволокой пополам, он аккурат входил в патронный ящик (сверху прикрывали тепловыми ловушками). На обмен шла также томатная паста, карамель, сахар (хотя и у самих тогда в стране был дефицит, но с переплатой можно было достать). В Кабуле сдавали это всё афганцам прямо на аэродроме за люрексовые платки, китайские косметички (которые сейчас у китайцев по доллару штука, хе-хе) и всякие часы и побрякушки. Представляю сейчас, какими папуасами мы выглядели в их глазах!
А с велосипедом вышла занятная история: так как он был постоянно при мне, в первом же полёте таможня прикопалась - не положено. Я сказал, что это принадлежность самолёта (ибо бегать по аэродрому за всякими топливозаправщиками не фонтан). Они заставили написать на нём краской номер самолёта и вносить всякий раз в декларацию. Афганцы всё время к нему присматривались, а на крайнем полёте я его просто спрятал в гондоле шасси (во был самолёт!), и сдал его там за пару поддельных часов "Ориент", которые были успешно проданы уже дома на рынке за 300 ещё советских рублей (моя месячная зарплата военлёта капитанской породы между прочим).
Мы не наглели, работали всем экипажем, делились с технарями и чуть-чуть с таможней контрабандными трофеями. Командир не забывал и о тех, "кому надо", так что всё прошло тихо. В других экипажах были одиночки, которые "погорели" (списали с лётной работы). У мелитопольцев, работавших после нас, помнится были проблемы, бо там пошёл замес в промышленных масштабах.
Ну а про всякие ещё другие случаи с таможней не то что писать, даже вспоминать ненароком не буду.

m00   про Витю -"снайпера"
которому выбило глаз Стингером (написать...)

m00   как украли клумбу
чтобы обуть колёса (написать...)

m00   героический полёт Наджибуллы
в Ташкент на "Скальпеле" (написать...)

Вечная слава погибшим в боях не за Родину...
________________________________________
* На фото в районе рампы хорошо видны "чемоданы" - кассеты для отстрела тепловых ловушек. Гильзами от них были усеяны все среднеазиатские и афганские аэродромы.
** У стрелка пушки были сняты, но летал он всё-одно в кормовой кабине, обозревая заднюю полусферу и нажимая (наравне с радистом) кнопки пуска тепловых ловушек.
*** Летали хоть и под флагом Аэрофлота, но в чисто в гражданском обмундировании, попросту в комбезах и штатском.


UPDATE: Вот так вот... Знаменитый "три семёрки" сбит в Луганске. А считался счастливым самолётом. Афган прошёл.
Я на нём летал в киевской авиакомпании "ATI".
Земля пухом, и воинам, и самолёту...

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
koketka
May. 28th, 2014 03:25 pm (UTC)
доброго дня)
koketka
Jun. 5th, 2014 02:53 pm (UTC)
добрый день)
koketka
Jun. 11th, 2014 04:57 pm (UTC)
я за мир
vasilowski
Jun. 13th, 2014 05:00 am (UTC)
кому утр, кому вчорашный evening...
:)
koketka
Jun. 13th, 2014 03:53 pm (UTC)
это да)
koketka
Jun. 13th, 2014 02:59 am (UTC)
добрый утр)
top_brick
Jun. 15th, 2014 10:36 am (UTC)
круто!
да, жаль самолёт, только из капремонта (
vasilowski
Jun. 15th, 2014 10:57 am (UTC)
Самолёт не жаль - это всего лишь несколько миллионов $$$.
Жаль парней, которым дали приказ отдать свои жизни за банду засранцев у власти.
top_brick
Jun. 15th, 2014 11:19 am (UTC)
эх ... людей бы так и так поубивали бы - больше или меньше ((( конечно, странно, что они послали туда самолёт, зная, что у повстанцев есть средства его уничтожить ...
pybikon
Jun. 15th, 2014 06:42 pm (UTC)
Знали, конечно,но сукам нужна информация о "зверствах", вот они её и получили...
livejournal
Jun. 15th, 2014 10:37 am (UTC)
ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР
User top_brick referenced to your post from ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР saying: [...] тот самолёт фигурирует в очерке, который сбили в Луганске ... Оригинал взят у в ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР [...]
livejournal
Jun. 15th, 2014 06:02 pm (UTC)
Пыль афганских гор (из записных книжек военного лётчи
User al391 referenced to your post from Пыль афганских гор (из записных книжек военного лётчика) saying: [...] было сказано раньше и не мной. Более того, про "бесплатные" полёты туда ( Кому война, ... [...]
motylec
Jun. 15th, 2014 06:39 pm (UTC)
Здравствуйте!
Очень интересно, то что вы написали.
А ваше отношение к той истории с побегом из Афгана Ил-76 Шарпатова?

Ребят жаль бесконечно...
сколько не родится красивых детей Украины.
И сколько горя.
vasilowski
Jun. 15th, 2014 09:02 pm (UTC)
Очень интересно, то что вы написали.
Стараюсь сохранить для потомков увиденное и пережитое. Никакого бредового героизма пахарей авиационной нивы - просто будни, моими глазами.

>>А ваше отношение к той истории с побегом из Афгана Ил-76 Шарпатова?
Торговля (и перевозка) оружия - это отлаженный рынок. Самодеятельность там не приветствуется, поэтому арест и побег были скорее всего результатом каких-то игр (договорённостей). Ну а срадания экипажа и все риски естесственно были настоящими.


motylec
Jun. 16th, 2014 04:37 am (UTC)
Re: Очень интересно, то что вы написали.
Спасибо.
Жила в Киеве в детстве, в юности.
Была замужем за летчиком Ан-12, Ил-76...Тюмень.
Летал в Югославии, в Африке и т.д.

vasilowski
Jun. 16th, 2014 07:42 am (UTC)
Re: Очень интересно, то что вы написали.
Тогда Вам известно, что романтика и лётная работа не совсем одно и то же :)
Но хорошо то, что Вы (тоже) в порядочной стране. Мир и спокойствие, прелести природы, уверенность в будущем - почему-то этого нельзя было получить в родной стране...
Антон Леонтьев
Aug. 1st, 2014 03:55 pm (UTC)
Оч интересно.
vasilowski
Aug. 1st, 2014 10:51 pm (UTC)
Спасибо! И это ещё не всё!
livejournal
Mar. 6th, 2015 12:24 pm (UTC)
ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР
User stalkervvs5 referenced to your post from ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР saying: [...] Оригинал взят у в ПЫЛЬ АФГАНСКИХ ГОР [...]
( 19 comments — Leave a comment )